Разработка порядка производственного экологического контроля
Порядок производственного экологического контроля - это самостоятельный документ, необходимость которого прописана в ст. 26 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Таким образом, все юридические лица, которые осуществляют какую-либо деятельность по обращению с отходами, обязаны проводить данный вид производственного контроля. Следует отметить, что под обращением с отходами следует понимать деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
89-ФЗ говорит о необходимости согласования Порядка с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом для объектов федерального контроля (списки данных объектов есть на сайте Росприроднадзора применительно к каждому региону) согласование осуществляется федеральной службой природопользования, а регионального - департаментом природных ресурсов региона.
Что может грозить за отсутствие порядка и его согласования при проведении проверок со стороны органов контроля согласно КоАП:
статья 8.2.: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществам
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Порядок производственного контроля в области обращения с отходами должен содержать:
1. Цели и задачи производственного контроля
в области обращения с отходами. Целями производственного контроля в области обращения с отходами является обеспечение:
- соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в области обращения с отходами;
- выполнения корпоративных программ в области охраны окружающей среды;
- соблюдения в процессе производственной и иной деятельности технологических нормативов образования отходов;
- соблюдения в процессе хозяйственной деятельности принципов рационального использования и восстановления природных ресурсов;
- выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды;
- соблюдения природоохранных требований в области обращения с отходами производства и потребления, установленных разрешительной документацией;
- своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду;
- получения данных о текущих воздействиях на окружающую среду для заполнения форм первичной учетной документации;
- оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;
- соблюдения требований к полноте и достоверности сведений в области охраны окружающей среды, используемых при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемых в органы исполнительной власти, осуществляющие ГЭК, и органы государственного статистического наблюдения;
- получения первичной информации для планирования работ по наладке и модернизации технологического оборудования.
Основными задачами производственного контроля в области обращения с отходами являются:
- проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, разрешительными документами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
- контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленным соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.;
- подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств;
- предупреждение вреда, наносимого окружающей среде в результате деятельности предприятия;
- контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
- проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- обеспечение эффективной работы систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства и техногенных катастроф;
- оперативное и своевременное представление необходимой и достаточной информации, предусмотренной системой управления охраной окружающей среды на предприятии;
- своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды).
2. Организационная структура, обеспечивающая проведение производственного контроля (организационной структурой является экологическая служба предприятия – заявителя). Экологическая служба может представлять собой специализированное подразделение (отдел, бюро, группа и др. или отдельное должностное лицо). Структура, штатная численность и состав экологической службы определяется Заявителем в зависимости от видов деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, видов воздействий на окружающую природную среду, региональных особенностей состояния окружающей среды и требований к ее охране, необходимости ведения первичного учета по формам федерального статистического наблюдения и др.
3. Объекты производственного контроля в области обращения
с отходами. При осуществлении производственного контроля в области обращения с отходами регулярному наблюдению подлежат нормируемые параметры и характеристики:
- технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов;
- систем удаления отходов;
- объектов временного хранения (складирования) отходов на промышленных площадках;
- объектов захоронения отходов (полигоны), находящиеся в ведении природопользователя;
- систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении природопользователя.
4. Контроль соблюдения требований законодательства
за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) и планы-графики его осуществления. Порядок проведения мероприятий по инспекционному контролю устанавливается в корпоративных документах предприятия. В указанном разделе должны быть установлены:
- состав лиц, уполномоченных на подписание поручений на проведение проверок;
- форма распорядительного документа о проведении инспекционного контроля;
- порядок уведомления должностных лиц контролируемого объекта о проведении мероприятий по контролю;
- права и обязанности должностных лиц экологической службы, уполномоченных осуществлять инспекционный контроль;
- перечень документов, представляемых должностными лицами контролируемого объекта для инспекционного контроля;
- права, обязанности и ответственность руководителей (ответственных сотрудников), контролируемого объекта (структурных подразделений), ответственность за противодействие проверке или отказ от оформления ее результатов;
- особенности оформления актов проверки;
- требования к оформлению и хранению внутренних документов контролируемого объекта;
- порядок и сроки информирования заинтересованных лиц о результатах проверки;
- особенности оформления результатов инспекционного контроля, осуществляемого одновременно с экоаналитическим контролем соблюдения природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду;
- перечень мер воздействия, применяемых по отношению к нарушителям;
- порядок оформления предложений об устранении выявленных нарушений;
- порядок повторных проверок исполнения выданных предписаний и внесенных предложений).
5. Контроль соблюдения ограничений воздействий (экоаналитический контроль) и планы-графики его осуществления. Экоаналитический контроль за соблюдением природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду осуществляется непосредственно на источниках негативного воздействия на окружающую среду, входящих в состав контролируемого объекта.
Процедура проведения мероприятия по экоаналитическому контролю
в общем виде должна включать следующие этапы:
- установление нормативного значения контролируемого показателя воздействия на окружающую среду согласно разрешительной документации;
- первичный осмотр источника негативного воздействия на окружающую среду и регистрация технологических параметров его работы в момент проведения проверки;
- контроль правильности расположения точек отбора проб;
- проведение прямых измерений или отбор проб в соответствии с требованиями МВИ;
- в случае отбора проб – их регистрация, консервация, транспортировка для анализа и лабораторный анализ;
- в случае использования инструментальных методов, в том числе автоматических приборов непрерывного действия, – фиксация результата измерений;
- в случае использования расчетных и расчетно-аналитических методов – фиксация технологических параметров работы источника воздействия, необходимых для проведения расчетов;
- расчет фактических значений нормируемых параметров воздействия на окружающую среду и их сравнение со значениями, установленными в разрешительной документации;
- оформление актов отбора проб и/или протоколов измерений.
6. Контроль функционирования систем и устройств природоохранного назначения и планы-графики его осуществления. Процедура контроля работоспособности и эффективности систем и устройств природоохранного назначения должна включать следующие этапы:
- установление нормируемых показателей работы системи устройств природоохранного назначения в соответствии с технической документацией и первичный осмотр системи устройств;
- контроль правильности расположения точек проведения измерений (точек отбора проб) и их оснащения;
- определение технологических параметров работы систем и устройств природоохранного назначения;
- отбор проб на входе и выходе систем и устройств природоохранного назначения;
- расчет показателей эффективности работы систем и устройств и сравнение с паспортными значениями).
7. Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами. Содержание мероприятий по контролю при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, определяется в оперативном порядке непосредственно после получения уведомления об аварийной ситуации и зависит от тяжести ситуации. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами фактическому загрязнению объектов окружающей среды на производственной площадке и в пределах зоны влияния производственного объекта, осуществляется по соответствующим нормативным документам с применением МВИ содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, допущенных к применению в установленном порядке. Для оперативной оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, допускается применение методов экспрессного (индикаторного) анализа. Для анализа проб природных объектов, отобранных для оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, допускается привлечение сторонних лабораторий, в область аккредитации которых входят соответствующие виды измерений
8. Привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами. К осуществлению производственного контроля могут на договорных условиях могут привлекаться сторонние аккредитованные организации, функции которых включаются в соответствующие документы о производственном контроле. Лаборатории, осуществляющие производственный контроль для сторонних организаций на договорной (контрактной) основе, подлежат обязательной аккредитации в системе аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ). Аккредитованные испытательные лаборатории проводят исследования (испытания) и измерения в пределах своей области аккредитации. Область аккредитации аналитических лабораторий, участвующих в экоаналитическом контроле, должна включать те виды измерений, которые предусмотрены планами-графиками производственного контроля.
9. Ответственность за надлежащую организацию производственного контроля.
10. Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю. Документооборот в системе производственного контроля осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Положением о производственном контроле или иной документацией, определяющей порядок осуществления производственного контроля. Документирование результатов производственного контроля должно соответствовать принципам документирования в системе управления охраной окружающей среды на предприятии.